Баня из сруба: секреты мастерства от создателя бани "Сруб да Пар" Дмитрия Филиппова
В мире современных технологий и быстрых решений есть люди, которые сохраняют и развивают традиционные ремесла, привнося в них новые идеи и подходы. Один из таких мастеров – наш собеседник Дмитрий Филиппов, плотник-реставратор, ставший экспертом в области строительства банных комплексов. В этом интервью он рассказывает о тонкостях работы с деревом в современных условиях и делится опытом создания успешных банных проектов, в том числе собственной новой коммерческой бани “Сруб да Пар”, обзор на которую вышел на YouTube-канале “Чистопар”.
Как вы, занимаясь традиционными плотницкими технологиями, пришли в банную сферу? С чего начался ваш путь в банном бизнесе?
На самом деле, у меня профессия плотник-реставратор. Когда я учился на реставратора, мы ездили на север и изучали русские деревянные постройки. Это были традиционные рубленые бани, каменные печки, бани по-черному. Естественно, весь процесс обучения был связан со строительством и русской баней традиционно рубленной. Из-за этого мы много изучали эту информацию. А потом к нам начали обращаться люди, заказывали бревенчатые срубы, просили построить баню 4х4, 4х6, 4х8. Мы понимали прелести обычного сруба и уже переходили в формат комфортного банного комплекса, который включал гостиные, санузлы, прихожие. Все технические моменты мы начали прорабатывать. Это все происходило в 2000-х годах. Естественно, мы построили много бань и физическим лицам, и юридическим лицам, и кому-то строили банные комплексы. В процессе работы с заказчиками мы прорабатывали все плюсы и минусы и пришли к общему знаменателю: что у людей востребовано и что им продавать.
Расскажите о самых интересных или сложных банных проектах, над которыми вы работали.
Самое сложное было, когда ко мне обратились крупные организации. У них были по Москве сауны. Просто сауны. Они обратились с просьбой построить банный комплекс, именно бревенчатый. Это называется “Усадьба Банная”. Они попросили меня сделать нестандартно, чтобы в общественных банях, которые были рубленые, персонал, обслуживающий эти бани, никак не пересекался с гостями. Мы проработали много моментов: были бассейны с подныром, отдельная зона отдыха, сеновальная зона, купельная зона. Это делалось так, чтобы клиент мог ощутить несколько видов комплексов. Он мог находиться в кедровой бане, в еловой бане, в бане с русскими народными мотивами, в гжельской бане, японской бане.
В этой сфере мы поработали лет 12 назад с другим подрядчиком и выработали понимание того, что востребовано сейчас и что нужно людям. Но на самом деле мы поняли только одно: русские люди предпочитают традиционное русское бревно, сруб. Из-за этого этот бизнес пошел успешно, потому что эта баня была не сауной, вагоночкой обитой, а именно из натурального бревна. Этот комплекс стал пользоваться большой популярностью в Москве.
Какие самые частые ошибки вы встречаете в строительстве коммерческой рубленной бани?
По моему опыту, когда люди заказывают коммерческую рубленую баню, они не учитывают усадочные моменты. Они быстро делают бани из сырого материала, быстро запускают отопление, потому что им нужно скорее запустить банный комплекс, чтобы он уже окупился и работал. Но дерево требует определенного времени для усадки, есть эксплуатационные вопросы, которые происходят непосредственно со срубом. Любой деревянный дом требует времени, чтобы он сел, усох, произошли усадочные процессы. В коммерции это время не ждут и пытаются все ускорить. Из-за этого происходит деформация: где-то бревна зависли, где-то на печке что-то, и потом что-то горит. У тех, кто делает коммерческие бани, задача – быстрее построить, быстрее запустить процесс, и из-за этого возникают все проблемы.
Если человек хочет построить качественный продукт, то оно требует долгого обслуживания и профессионалов в этой сфере, которые будут этот комплекс обслуживать, главное – понимание деревянных рубленых конструкций.
И вообще, если говорить о традиционных банных комплексах, где стоит сруб или что-то связанное с деревом, это очень дорогое удовольствие. Особенно рубленые, правильно сделанные банные комплексы – это не оцилиндровка, не клеенка, а именно ручная рубка. Я думаю, в ближайшие годы это будет очень экзотично, потому что сделать качественный продукт – и люди это понимают – где видны природный материал с особенностями, элементами, которые создала природа, это и есть фишка всех банных комплексов, сделанных именно из натурального материала.
Комплексов, которые сделаны станками больше, потому что они быстрее строятся, быстрее запускаются, но они недолго живут на рынке. Почему? Потому что людям приедается эта обычная прямолинейность. Они хотят видеть такой дикий природный стиль. Его называют рустик или корнепластика, по-разному. И вот люди хотят слиться с природой, как будто они где-то в необитаемой тайге или в диком месте, чтобы они слились с природой, а не с городской жизнью. Пользоваться популярностью будут только те банные комплексы, где человек может отдохнуть душой и телом, не слышать никого и не видеть никого, и чтобы телефоны были отключены от современного мира.
Недавно вы открыли собственную коммерческую баню “Сруб да Пар”. Какие технические решения вы применили в этом проекте?
В своем банном комплексе я применил несколько технических решений. У меня есть баня “Сеновал”, она рубленая, срублена на интересное соединение – “бриллиант” с завесом. Мне нужно было сымитировать это соединение, чтобы подчеркнуть фактурные комли и объем бревна. Это дало мне возможность учесть усадку трехгодовалого кедрового леса и сделать односкатную кровлю, чтобы не было никакой деформации при эксплуатации такой бани.
Вторую баню мы сделали в виде шатра. Мы показали, что технология Post&Beam на каркасно-бревенчатой конструкции позволяет сделать панорамные окна, при этом никакие деформации не происходят. И самое главное, сделали шатер, который позволяет создать купол, высокие потолки и использовать разные виды отделочных материалов. В срубе это невозможно.
Третье, мы применили малые формы: качели, ворота, калитка. Это тоже подчеркивает традиции: у нас всегда на Руси любой купеческий или дворянский дом встречал сначала воротами, входной группой, а потом человек попадал в дом. Главный вход подчеркивал, кто там живет. И можно было по воротам, по калитке определить значимость человека, который в этом доме живет.
Четвертое: мы отреставрировали старый дом, который был построен после войны. Это тоже бревенчатый дом, который был срублен еще топорной рубкой. Соединение было сделано “в лапу”. Эта “лапа” была закрыта досками, чтобы она не проветривалась, но самое интересное – сруб был сделан так, что он правильно проветривался, правильно было сделано соединение, и главное – сделаны обсадные коробки, что никак не повлияло на деформацию основного комплекта.
По сути, в этом банном комплексе совмещены разные стили и разные временные периоды. Например, там есть постройка 45-го года, есть сруб, который можно отнести к 18 веку, есть каркасно-бревенчатые постройки, которые раньше использовались для хозблоков, но никто не применял их в обычном жилом формате. Вот так мы применили все современные и традиционные стили в этом комплексе.
Напоследок, какие советы вы можете дать тем, кто решил построить баню из сруба своими руками?
Если человек хочет построить баню своими руками, я рекомендую записаться на наши курсы плотницкого ремесла. Они проводятся на базе строительного колледжа СК №26, где мы готовим реставраторов каменного и деревянного зодчества. Можно приехать и пройти курс. Там есть годовой курс, после которого можно полностью понять, как устроен рубленый деревянный дом или баня, или вообще какая-то постройка. Только тогда человек может правильно построить себе качественный сруб и понять, что такое дерево, как дерево ведет себя в окружающей среде и в эксплуатации.
В качестве заключения
Благодарим Дмитрия за плодотворное интервью. Главный урок, который можно извлечь из этой беседы: качественный продукт требует времени, знаний и уважения к материалу. Будь то коммерческий проект или личная баня, построенная своими руками, ключ к успеху лежит в глубоком понимании традиций и умелом применении современных подходов.