21 мая отмечал 70-летний юбилей один из самых известных преподавателей банного искусства Иван Владимирович Ивакин. “Чистопар” поздравил банного гуру с праздником и взял интервью о его жизненном опыте, который бы хотели перенять многие.
Также мы поставили целью узнать из первых уст, что же такое это “образное парение”, которому Иван Владимирович посвятил и книгу, и цикл видеокурсов, и авторскую школу. Приоткроем завесу тайны для пармастеров в нашем материале.
– Расскажите, с чего началась ваша банная история?
– Меня периодически спрашивают, когда я начал заниматься баней. Могу сказать общими словами: не помню. В детстве я жил в небольшой сибирской деревне, и баня просто была частью жизни, как и весь деревенский быт. Да и у соседей тоже почти у всех были свои бани, ничего особенного. Каждую субботу – баня. Я даже не помню чего-то выдающегося из детства про баню. Мне она просто нравилась. Но ценного я оттуда вынес много, как потом оказалось.
А после, когда моя семья переехала в город, мне сильно ее (бани – прим.ред.) не хватало, не критично, конечно, это было всего два года, после чего я поступил в институт. Но и там мы с друзьями регулярно ходили в общественные бани, ходили в разные, самые крутые по тем временам. Потом я работал в НИИ, даже защитил диссертацию. Вообще я технарь по базовому образованию, энергетик, с уклоном в электрофизику.
Потом, когда началась перестройка, ушел в бизнес, получил второе экономическое образование, работал топ-менеджером в разных компаниях, банках. Но как-то не специально всегда интересовался баней. Это было, как маленькое хобби, хотя я об этом и не задумывался. Просто собирал все интересное и укладывал в сознание между делами. Оно как-то само получалось. Благо, что опыт научной работы приучил меня систематизировать, классифицировать и синтезировать.
Кроме своей текущей работы и бани я еще интересовался, как это сейчас называется, эзотерикой, древними знаниями, нашей историей и культурой. И такие поиски как-то привели меня к обучению на семинарах в Училище русской народной культуры, где я с удивлением обнаружил, что баня – это место пересечения огромного количества пластов нашей культуры.
Потом был период жизни, когда я погрузился в изучение ведической культуры, сохранившейся на территории Индии. Частично даже заглянул в аюрведу и там обнаружил очень много интересного, что касается банных процессов.
Вот так потихоньку, исподволь у меня копилась и нарастала масса интересных знаний о бане. Я начал экспериментировать в своей бане, парил своих друзей и знакомых, применяя на практике весь свой “багаж”.
Постепенно в голове начала складываться целая система из всего мне известного, которую я проверял и корректировал в боевой обстановке. Еще при этом всем, кого парил, я рассказывал, что делаю, какие образы создаю и воплощаю. Откуда я брал образы? Конечно же, из славяно-арийской и ведической культур.
– Почему вы начали преподавать?
– В один прекрасный момент понял, что уже пора делиться на совсем другом уровне: при парении ведь всего не расскажешь. Я стал проводить мастер-классы, читать лекции в своем городе. В процессе подготовки к ним я понял, что пора книгу написать. Сосуд сознания переполнен и знания уже переливаются через край. Так родилась книга “Образное парение в русской бане”.
После начала продажи книги мне стали поступать предложения из других городов приехать, поделиться по прямой передаче. Пришлось разработать систему тренингов. Так родилась авторская школа с таким же названием, как и книга. И сейчас в школе 17 различных курсов. Все они кратко описаны на моем сайте obrazpar.ru, а также выложены там в виде видеокурсов.
Очень большую роль в моей деятельности сыграло сотрудничество с основателем бренда “Живая баня” Иваном Бояринцевым. Вдобавок оказалось, что у нас есть одинаковая база знаний из семинаров Училища русской народной культуры, куда мы в разное время ездили обучаться. Мы вместе создали несколько обучающих курсов. Он подхватил мою идею создания Академии банного дела, в которую теперь и входит моя авторская школа.
На текущий момент времени я провел уже более 130 мастер-классов и тренингов в различных городах России, Казахстана, Беларуси, Латвии, Германии. Наверно более 1500 человек прошли обучение на моих тренингах. |
Однако, мое увлечение баней не ограничилось преподаванием. Несколько лет назад мне посчастливилось начать сотрудничество в плане исследования влияния бани на человека с разработчиками аппаратно-программного комплекса “ВедаПульс”. И после нескольких лет исследования родился банный модуль “Термотерапия” в составе этого аппаратно-программного комплекса. Я для него разработал алгоритм в сотрудничестве со специалистами компании Биоквант – производителем этого аппаратно-программного комплекса. И сегодня это единственный компьютерный инструмент для диагностики человека и получения рекомендаций по применению бани с учетом его конституции и текущего психофизиологического состояния.
– Что такое “образное парение”, которому обучают в вашей школе?
– В свое время, когда я обучался на семинарах в училище русской народной культуры, я получил много интересных для меня знаний от людей, которые сами изучали разные традиции, сохранившиеся на территории России, собирали их и передавали другим людям. Там было много различных слоев знаний, и один из этих слоев был об устройстве сознания человека и как оно работает. Часть этих знаний касалась того, как наше сознание работает с образами.
Мы всегда что-то делаем каким-то образом. Даже если я задам вопрос: “А каким образом ты это делаешь?”. Могучий русский язык и прост, и сложен одновременно. Такой вопрос сразу подразумевает, что мы делаем образом, именно образом. А “с помощью чего” идет следом, впереди-то стоит слово “образ”. Это означает, что мы сначала имеем образ в сознании, и только потом реализуем его в своих действиях с помощью того, что нам необходимо иметь для реализации этого образа. И это тоже присутствует в образах, все необходимое и вся последовательность действий.
То есть в образе всегда есть цель, есть средство достижения поставленной цели и порядок действий, чтобы эту цель достичь. И только тогда мы получаем качественный результат. А если образ неполный, чего-то в нем не хватает, то и цель может быть не достигнута или мы получим далеко не то, что хотели, или вообще ничего не получим. И все наши действия будут без четкого образа. В таком случае русский язык нам дает ключевое слово “безобразие”, когда мы действуем без четкого образа.
Если смотреть на всю деятельность человека через эту призму, то окажется, что мы только тем и занимаемся, как беспрерывно работаем с образами или с образцами. Что такое образец? Образец – это отложенный в памяти человека образ какого-то действия, которое мы когда-то создали или позаимствовали у другого человека, переписав в свое сознание, как переписывается компьютерный файл на другой компьютер. И таких образцов у нас полным полно в сознании. И наш ум, чтобы не тратить зря время, достает готовые образцы и применяет их сообразно ситуации. А если он еще не знает, как это делать, он создает новый образ. И когда образ создан, он укладывается в памяти в виде образца.
Хочу открыть страшную тайну и сказать, что в бане мы всегда парим каким-то образом или образцами. То есть мы всегда делаем образное парение, хотим мы того или не хотим, знаем мы, что такое образ, понимаем, что такое образ или не понимаем, мы все равно неосознанно работаем с образами. Без образа или без образца ничего невозможно сделать нигде, в том числе и в бане. И весь вопрос лишь в том, каким образом мы парим. То есть имеется ли у нас четкая цель, которую мы хотим достичь, есть ли четкое понимание, с помощью каких действий мы ее будем достигать и какие действия к чему могут приводить. Или мы парим по образцам, которые позаимствовали у других людей, и не задумываемся, почему именно так, а не иначе. Взяли внешнюю оболочку, не понимая содержимого образа. Вы когда-нибудь задавали себе эти вопросы? Вот предлагаю вам задать такой вопрос и задуматься, каким образом вы парите вашего гостя в бане.
А я сейчас приведу пару конкретных примеров отдельных движений в бане из русской традиции, чтобы вам легче думалось и которые вы сможете сразу же использовать в своей практике.
Но перед этим скажу, что в традиции есть один из подходов, когда недуги и болезни в теле представляются в виде плотности и напряжений, через которые не проходит жизнь или жизненный поток. На физике это может отражаться в плохом кровоснабжении, застое лимфы, нарушении иннервации и других процессов, поддерживающих нормальное функционирование человеческого организма.
Движение первое. Оно называется “Вытягивание напряжения”. Его можно применять прицельно, если вы точно знаете место локализации напряжения, или пройтись этим движением по всему телу, оно сработает там, где есть напряжение. Прикладываете оба веника один на другой, создаете образ зацепления, как крючком за это напряжение, и начинаете тянуть, постепенно выводя из тела крючок вместе с этим напряжением, и сбрасываете его в землю, можно в воду.
Движение второе. Оно называется “Выхлапывание напряжения”. Хлопаете “двоечкой” – техника поочередного удара вениками – и представляете образ, как это напряжение разбивается на части и разлетается в разные стороны. Точно так же, как разлетается каплями вода, налитая на ладошку, если по ней хлопнуть другой рукой.
Как это ни странно, но эти простые образы работают. И вообще у каждого движения вениками должны быть свои образы. А таких движений большое количество. На тренингах я обучаю 40 основным движениям базовым и некоторым их модификациям, и передаю эти образы, взятые из славяно-арийской и ведической традиций. Но движений, конечно, гораздо больше. И тут главное просто знать базовый принцип, какое движение к чему приводит.
Вот если очень коротко, что я могу сказать о том, что такое образы, чтобы донести это с первого знакомства.
– Насколько востребовано образное парение с применением различных техник?
– Вопрос, конечно, интересный. Дело в том, что пока человек не знает, что это такое, у него и востребованности нет. Но как только человек узнает хоть немножко об этом, он начинает понимать. Как правило в 90% случаев, уже дальше без применения образов человек просто не парит. И более того, как я уже говорил, мы всегда делаем образное парение. Всегда. Весь вопрос: с какими образами мы парим. Либо это осознанные образы, либо это позаимствованные образы, либо это оболочки образов, в которых мы ничего не понимаем, а тупо применяем, так же, как кто-то сделал, у кого-то мы увидели. Но в любом случае мы парим каким-то образом, с каким-то образом. Весь вопрос: с каким образом? Понимаем ли мы цель конкретного движения и всего парения, понимаем ли мы, что мы делаем, с помощью чего мы достигаем поставленную цель, получается у нас это, не получается. Вот собственно говоря об этом идет и речь. А что касается еще раз востребованности: все, кто у меня проходил тренинги, либо читал мою книжку, либо обучались видеокурсом, 90% дальше работают с осознанными образами при парении в бане.
– Что для вас лично лучшее в бане?
– Самое лучшее в бане для меня – это доверительное и чистое отношение между пармастером и гостем. Если я прихожу в баню как пармастер, то для меня самое важное – это гость, и самое лучшее мне – понять и почувствовать гостя, и вести его так, чтобы на выходе он вышел из бани и сказал, что у него был легкий пар в итоге.
А если я пришел как гость, и меня кто-то парит, то для меня очень важно состояние пармастера: насколько он чист сознанием, насколько он чувствует меня. И при всех прочих равных обстоятельствах (не важно какая печка, не важно какая конструкция) самое главное – состояние пармастера, ну и в целом взаимодействие с гостем или гостьей.
Я такой пример могу привести: однажды меня парила одна очень классная пармастерица, и я все время лежал и думал: “Как это она угадывает, где нужно меня погреть? Только я подумаю, и она уже там начинает меня греть”. Вот, и потом я почувствовал, что мне не хватает воздуха, и она говорит: “Откройте, пожалуйста, дверь” (там еще несколько человек было). Я так удивился. Потом я захотел пить, и как только я захотел, она сказала: “Принесите стакан воды. Он хочет пить”. Я тут уже начал сильно удивляться. Но когда я выпил стакан воды и понял, что я еще хочу, она тут же сказала: “Принесите еще. Он еще хочет”. И тут я выпал в осадок окончательно.
Вот о чем я говорю, что самое лучшее в бане и самое важное – это вот такое тонкое и очень чуткое взаимодействие пармастера и гостя. Чтобы пармастер чувствовал гостя и вел его, так скажем, по его состоянию к финалу, в котором, если его поздравили с легким паром, он может сказать: “Да, у меня был легкий пар”.