В 2019 году в Минске открылся Spa Riviera – один из самых масштабных spa-комплексов в Европе площадью более 6000 м². О том, как торговый бизнес трансформировался в банный, какие традиции легли в основу проекта и с какими вызовами сталкивается банная индустрия в Беларуси, рассказывает директор Spa Riviera Эдуард Матусевич.
Как вы пришли в банный бизнес и что привлекло вас в этой сфере настолько, что вы открыли один из самых масштабных spa-комплексов в Европе Spa Riviera?
Ещё в 2017 году работал в Москве в сфере оптовой торговли и не имел ни малейшего представления о спа и банной индустрии. Собирался вернуться домой в Минск и поступило предложение возглавить одно из направлений, которым увлеклись учредители холдинга, где я работал. Этим направлением было строительство спа-комплекса. Я дал согласие и с головой погрузился в изучение этой темы. Пришлось заниматься всеми этапами: архитектура, строительство, подбор оборудования, дизайн, подбор персонала и другими.
А началось все с того, что учредители решили посетить стекольный завод в далёком городе Вольногорск. После длительной дороги более чем в тысячу километров на автомобиле, очень уставшие, остановились в Днепропетровске и пошли в спа при отеле. Посетив несколько бань, попарившись с вениками и окунувшись в японские ванны, они в короткий срок восстановили силы и были готовы к переговорам. Всю усталость как рукой сняло. Вот тогда и зародилась идея построить банный комплекс в Минске.
Мы посетили десятки спа-комплексов в различных странах мира и взяли лучшие идеи, лучшее оборудование. Над проектом и дизайном работала интернациональная команда из России, Беларуси, Украины и Турции. В итоге в 2019 году спа-комплекс с банным уклоном открыл свои двери для минчан и гостей Минска.
Какие особенности имеет банная культура в Беларуси по сравнению с Россией?
Беларусь и Россия – это два славянских государства, банные традиции и банная культура у нас схожи. Наличие в квартирах ванны и душа, плохое состояние общественных бань оттолкнули людей и замедлили развитие банной индустрии в Беларуси.
Только последние лет 5–7 за счет приверженцев этого направления банная культура в Беларуси стала возрождаться даже в больших городах. В том числе и с нашим участием люди стали понимать, что баня – это не только “помыться и пива выпить”, а в первую очередь – оздоровление и общение.
За счёт большого количества локаций и услуг в нашем комплексе можно провести весь день. Наша концепция – это путешествие по спа-направлениям разных стран мира. Мы знакомим наших гостей с разными банями: римская, марокканская, японская, русская, турецкий хаммам, белорусская лазня, финская сауна и другие. Также у нас работают и оказывают услуги специалисты из разных стран: Беларусь, Россия, Таиланд, Индия, Индонезия, Китай, Египет.
Мы рады, что с каждым годом количество гостей у нас растёт и, что с нашим участием банная культура в Беларуси возрождается и приносит пользу людям. Приятно заботиться о людях. И мы стараемся предоставлять им комфортный отдых.
С какими основными вызовами сталкивается банный бизнес в Минске, и как вы их преодолеваете?
Мне сложно оценивать весь банный бизнес, потому что в отличие от России у нас нет банной ассоциации. Но в этом году несколько представителей банной индустрии стали членами спа-ассоциации.
И принимая участие на последнем собрании, я понял, что проблемы действительно существуют. Это налогообложение, узнаваемость и продвижение небольших загородных банных комплексов, обучение банщиков и многие другие.
Но время тоже не стоит на месте и у нас уже, в отличие от России, появилась и законодательно закреплена профессия банщик. Начали появляться школы, которые официально обучают этой профессии. Мы также разработали учебный курс, обучили своих сотрудников и присвоили им профессию банщика 4-го разряда.
От редакции
Благодарим Эдуарда Матусевича за интересную беседу! История Spa Riviera – это пример того, как увлеченность делом может превратить бизнес-проект в миссию по возрождению банной культуры. Желаем успехов в этом начинании!